11:51
Рождение образа: пластический грим

Рождение образа: пластический грим


Образ героя играет существенную роль в создании запоминающегося кинопроизведении. В конечном итоге именно персонажи, втянутые в драматические ситуации, заставляют зрителя испытывать эмоции – положительные или отрицательные, но обязательно сильные, если фильм получается цельным. Обязательным условием для сопереживания является убедительность создаваемого персонажа на большом экране. Актеру в этом помогает не только его талант и техника игры, но и костюмы и, конечно, грим. Каким бы талантливым не был Джонни Депп, но без соответствующего грима и костюма, зритель вряд ли бы поверил в то, что перед ними пират, капитан Джек-Воробей. Более того, существуют герои, которых невозможно сыграть без сложного грима. Такие персонажи чаще всего населяют фантастические и фэнтези миры, а также комиксы – любимые жанры у современных голливудских режиссеров и молодежи.

От воска до пенообразующего латекса
До изобретения кино сценический грим был важной частью театральных и цирковых представлений, а если копнуть совсем глубоко, то и вовсе неотъемлемой составляющей ритуалов у многих древних народов мира. Но вернемся к искусству кино. В отличие от театрального грима кинематографический «мейк ап» более тонкий и изощренный, потому что в кино есть крупный план, а в театре исключительно общий, который предъявляет более низкие требования, так как в состоянии скрыть мелкую неудачу. Тем не менее, первоначальный грим будь-то живописный – рисование на лице или пластический – применение накладок, наклеек и т.д. - был не слишком хорошего качества из-за несовершенства используемых материалов. Помимо этого черно-белая пленка не могла передать все оттенки кожи, и актерам приходилось сильно подводить те же глаза, чтобы они не сливались с лицом, которое становилось белым под лучами софитов.
Истинное мастерство художники по гриму начали демонстрировать в 30-е годы, когда Голливудская кинофабрика Universal приступила к выпечке одного фильма ужасов за другим с ужасными монстрами, что означало применение протезного грима – разновидность пластического. На экраны хлынули вампиры, оборотни, мумии и зомби. Наибольшую известность среди гримеров приобретает Джек Пирс, который придумывает образ Дракулы, Франкенштейна, Мумии и даже Человека-волка. Для воплощения короля вампиров он подготовил оригинальный макияж зеленого цвета, который на черно-белой пленке придавал физиономии актера фарфоровый блеск.
 

Прикрепленное изображение
"Франкенштейн"



Франкенштейн в исполнении Бориса Карлофа оказался гораздо более сложным персонажем в плане грима. Выпирающий лоб был изготовлен при помощи хлопчатобумажной ткани и раствора коллодия, в которой ее вымачивали, а после накладывали слоями на голову актера. На грим в общей сложности уходило шесть часов, а затем еще полтора часа на то, чтобы его снять и смыть. Ранние материалы для пластического грима причиняли массу неудобств, как создателям, так и актерам. К примеру, коллодий легко воспламенялся и частенько вызывал кожное раздражение. Если самым знаменитым гримером был Джек Пирс, то актером, изображавшим монстров и людей с отклонениями, пожалуй, Лон Чейни, который прославился в 20-е годы прошлого столетия. Наиболее известными работами лицедея по праву считаются «Горбун из Нотр-Дама» (1923), «Призрак оперы» (1925) и «Наказание» (1920). Чейни создавал настолько разные и шокирующие образы, что на пике его популярности родилась шутка: «Увидишь таракана — не дави его, это может быть Лон Чейни». Только скоропостижная кончина в 1930 году поставила крест на мечте Чейни сыграть Дракулу у своего любимого режиссера Тода Броунинга, который в итоге утвердил на столь знаковую роль Бело Лугоши. Несмотря на не слишком долгую карьеру, Чейни удалось войти в историю как одному из самых неординарных и преданных ремеслу актеров. К примеру, играя Квазимоду в драме по роману Виктора Гюго, он носил тяжелый резиновый горб весом 13 килограммов, который цеплял к спине кожаными ремнями. Плюс к этому он набирал в рот воск и замазывал им один глаз.
В конце 30-х произойдет настоящая революция в производстве грима. Вспененный латекс, который был изобретен еще в 1929 году, окончательно вытеснит все остальные материалы для создания пластического и протезного грима. Самым настоящим испытательным полигоном для латекса стала сказка «Волшебник страны Оз» (1939), где его применяют в больших объемах. Пенолатекс позволял безболезненно наносить накладки прямо на кожу, помимо этого гримерам не приходилось изготавливать их каждый раз с утра, что экономило время и деньги. Тем не менее, процесс создания пластического грима также очень непрост и требует длительного времени. Ниже мы опишем все основные его моменты.

Технологический процесс
Как правило, создание того или иного образа начинается с разработки эскиза или макета. В прошлом это были иллюстрации, написанные от руки карандашом или кистью, но с приходом компьютерных технологий аналоговые инструменты вытеснили программы, к примеру, Zbrush. Подобный подход значительно упрощает выполнение задачи, поскольку заказчик на самом раннем этапе может видеть и корректировать облик создаваемого героя. Когда эскиз создан и утвержден, художник по гриму приступает к его технической проработке – подбору материалов, выбору технологии выполнения и так далее. Выбор материала зависит не только от идеи и ценовой политики, но и актера, который должен играть в специальном гриме или костюме. Необходимо учитывать особенности его анатомии, возможную аллергию на различные материалы.
«В последнее время участились случаи аллергической реакции на латекс и некоторые марки протезного силикона, - рассказывает художник по гриму Йозеф Рарах. - Многие начинающие гримеры забывают о «человеческом факторе», что часто приводит к очень серьезным последствиям. Кроме этого, далеко не каждый актер может работать в сложном пластическом гриме. Этот вопрос зависит далеко не только от уровня его дарования. У лицедея не должно быть аллергии, излишнего выделения пота, плюс он должен быть довольно вынослив. Все это я знаю по собственному опыту, так как мне частенько приходится работать в сложном гриме и костюмах».
 

Прикрепленное изображение
"Сайлент хилл"



Из материалов чаще всего для изготовления накладок используется вспененный латекс и силикон, но предварительно с лица актера или его тела делается слепок. Эта процедура выглядит следующим образом. Художник скрывает волосы лицедея под специальной накладкой, затем наносит гипсовую разделительную повязку, образующую подобие шва и обматывает гипсовым бинтом затылок и плечи. Лицо покрывают раствором альгината – материал, который быстро схватывается и великолепно передает детали текстуры. Как только альгинат затвердевает, специалист обматывает лицо гипсовым бинтом, соединяя лицевую и затылочные части слепка. После художник аккуратно по шву разрезает гипсовый слепок, получая две его половины. Затем их склеивают вместе, чтобы снова обмотать гипсовым бинтом, а полость получившейся формы заполнить жидким раствором гипса. Спустя некоторое время, необходимое для затвердевания, художник аккуратно снимает верхние слои, извлекая идеальную гипсовую копию, которая используется для последующего скульптинга, а после доработки и в качестве формы для заливки пенолатекса с последующим выпеканием гримировочных накладок. В среднем выпечка накладки длится один-два часа при температуре 80-100 градусов. Помимо пенолатекса популярностью среди гримеров пользуется силикон, который имеет ряд достоинств и недостатков. В отличие от вспененного латекса силикон не надо запекать. Этот материал становится чуть тверже благодаря добавлению в него специальных химических реагентов перед заливкой в форму. Он мягче и прозрачнее, поэтому лучше подходит для имитации человеческой кожи. Главным же недостатком силикона является большой вес, что делает невозможным изготовление гримировочного костюма полностью из него для носки актером, поэтому, как правило, гримеры ограничиваются накладками для лица или конечностей.
«Каким бы идеальным не был силикон, но он слишком тяжелый и работать в нем труднее, чем в гриме, созданном с применением деталей из пенолатекса, - рассказывает чешский художник по гриму Йозеф Рарах. - Пенолатекс по-прежнему остается самым популярным материалом для качественного специального грима. Типичным примером служит образ Хеллбоя из одноименного фильма. Без сомнения силикон во многом великолепный материал, к примеру, при создании шрамов, отдельных накладок или возрастного грима, но, так или иначе, пальму первенства все еще удерживает пенолатекс. Во время съемок фильма «Дом большой мамочки» для Мартина Лоуренса изготовили накладки из силикона, но вскоре оказалось, что он не может работать в таком гриме из-за духоты и невыносимой жары».
Последняя и далеко немаловажная часть работы – это процесс смывки сложного грима. Тут также подстерегает гримера ряд сложностей. Как правило, многие материалы непросто удалять даже специальными жидкостями. Особенно если речь идет о гриме для всего тела, созданного с применением техники PAX Paint. Так или иначе, смывание отнимает еще несколько часов и требует большого расхода специальных материалов для удаления грима. Некоторые образы требуют подготовки не только пластического грима, но и применение различных механизмов – аниматроники. Но это технологическое направление заслуживает отдельной публикации.

Статью о специальном гриме хотелось бы закончить эксклюзивным интервью с голливудским художником по гриму Полом Джонсом, который причастен к таким проектам как «Обитель зла 4: Жизнь после смерти», «Сайлент-хилл» и «Соломон Кейн».

В Сети нет информации о вашем обучении ремеслу гримера. Какие курсы закончили?
Пол Джонс: В киноиндустрии начал пробовать свои силы в 1988 году, работая в Великобритании на Боба Кина («Сквозь горизонт», «Горец») и его компанию Imagine Animation. До этого момента, за исключением прослушанного базового курса по изящным искусствам, у меня не было никакого формального образования по гриму. Как и большинство коллег в этой индустрии, я поступал, как дети – искал информацию в книгах и действовал методом проб и ошибок. Ясно, что мне повезло иметь кое-какие способности, но думаю, что решающую роль сыграла моя страсть и самоотдача, которые меня сделали тем, кем я стал.

Какие книги по искусству грима вы бы порекомендовали к прочтению?
Пол Джонс: Сейчас доступно гораздо больше книг, журналов и DVD, которые знакомят с различными гримировочными техниками. Безусловно, многие из них могут чему-нибудь научить. Порекомендую следующие: Special Makeup Effects for Stage and Screen Тодда Дебрецени, Techniques of the Proffessional Makeup artist Винсента Кеоса, Grand Illusions book One Тома Савини, Cinefex и, конечно, Professional makeup course Дика Сита, который лично я использую в качестве пособия во время недельного курса обучения у себя в студии.

Уверен, что вы следите за ситуацией с технологиями, поэтому хотелось бы спросить: «Следует ли нам ожидать новые материалы и технологии в подготовке пластического грима в ближайшем будущем?»
Пол Джонс: Вообще крупнейшими достижениями в области протезного грима стало использование силиконового геля и объемных наклеек – бондотрансферов. Стало гораздо проще добиваться реализма, чем при использовании исключительно вспененного латекса. Применение программ вроде Photoshop, Zbrush и Mudbox также здорово помогло процессу разработки дизайна, когда художник занимается подготовкой концепта. Думаю, что в будущем все больше режиссеров не захотят решать дилемму, что лучше использовать для того или иного эффекта – компьютерную графику или протезный грим. Лично я уже прибегаю к гибридным эффектам, обращаясь частично к графике и пластическому гриму. В этом случае вы добиваетесь наилучшего результата.
 

Прикрепленное изображение
"Святые из Бундока 2"



Существует несколько формул изготовления крови. Какой пользуетесь вы, если не секрет?
Пол Джонс: Почти вся кровь, которой я поливаю актеров - куплена, а не приготовлена мною. Я большой поклонник линейки продуктов Bloodworks компании Premiere Products и THE Blood производителя Motion Picture FX Company. Если мне требуется огромное количество крови, более 15 галлонов, то применяю формулу Дика Смита. Смешиваю кукурузный сироп с пищевыми красителями и добавляю небольшое количество средства для мытья посуды. Если получающаяся жидкость недостаточно прозрачна, то сыплю немного муки. В действительности же приготовление крови – это путь проб и ошибок. Все зависит от того, что вам нужно для кадра. Помимо этого некоторые режиссеры предпочитают кровь светлее, а другие более темного цвета.

Если у актера от природы худое и вытянутое лицо, то каким образом придать ему объем? Какой из способов гримирования наиболее прост и эффективен?
Пол Джонс: Грим для толстяков лучше всего получается путем изготовления накладок, которые полностью покрывают лицо. В прошлом великолепно себя зарекомендовал пенолатекс – смотрите «Чокнутого профессора» (1996). В настоящий момент стандартом индустрии стал силикон.

Может ли гример из Восточной Европы пройти курс обучения в американской студии грима?
Пол Джонс: Насчет США я не в курсе, но здесь в Канаде до недавнего времени подобных программ никто не предлагал. Но сейчас разработкой такой программы я сам занимаюсь. Хочу брать студентов и обучать их в сжатые сроки в профессиональных условиях, знакомя со всеми стандартами индустрии. Мне кажется, что подобного не предложат многие школы грима, так что оставайтесь на связи!
 

Прикрепленное изображение
Прикрепленное изображение


Вы придумали и воплотили великолепный протезный грим для нескольких известных хорроров, боевиков и комедий. Могли бы вы назвать свой любимый фильм в плане грима. Есть ли среди них такой, который вас полностью устраивает и теперь, когда вы его смотрите, то вам ничего не хочется изменить?
Пол Джонс: К сожалению, такого проекта у меня еще нет (смеется). Пару раз подходил достаточно близко, но будучи художником, я никогда не бываю полностью довольным тем, что у меня выходит. Кроме этого приходится понимать, что на площадке твои предпочтения не всегда исполняются. Все же ты приглашен для претворения в жизнь видения режиссера (а иногда и продюсеров), поэтому зачастую приходится идти на кое-какие компромиссы. Самым крутым для меня проектом, от которого я получил наибольшее удовлетворение, был, вне всякого сомнения, «Сайлент хилл». Отличный режиссер, продюсер, актеры и съемочная группа. Получилось замечательное кино, где я даже мелькнул на экране.

Вы также были вовлечены в производство «Нечто» - приквела классической и лучшей картины Джона Карпентера. Понимаю, что до выхода фильма вам запрещено вдаваться в детали. Но, все же, могли бы сказать, чего нам хотя бы ждать от монстров этого фильма? Создавали ли вы их путем сочетания компьютерной анимации и протезного грима с аниматроникой? Оригинальный фильм был довольно брутален. Будет ли приквел столь же кровавым?
Пол Джонс: На самом деле муляж пришельца для приквела создавала компания ADI inc. Я же лишь оказывал поддержку кинематографистам, когда они снимали в Канаде. Моя компания отвечала за реализацию парочки небольших гримировочных эффектов, но больше вам не скажу, поскольку фильм выйдет еще не скоро, так что вашим читателям надо запастись терпением. Извините, ребята!

Какие из последних фильмов вас больше всего впечатлили как профессионального гримера?
Пол Джонс: Если говорить о фильмах, которые меня завораживали в детстве и по-прежнему остаются интересными с точки зрения грима, то таких ровно три: «Американский оборотень в Лондоне», «Изгоняющий дьявола» и «Нечто». Сейчас я уже пообтесался в индустрии и знаком, с каким давлением и трудностями приходится иметь дело людям создающим эффекты, поэтому был удивлен работой коллег на проекте «Воины света». Это если говорить о последних фильмах. Очень хорошая работа и большой объем! Приятно видеть, что протезный грим вновь возвращается в фильмы ужасов.

Довольно часто VFX супервайзеры или операторы-постановщики пробуют свои силы в режиссуре. Вы бы хотели снять фильм в качестве режиссера. Например, хоррор?
Пол Джонс: Возможно, если представится такой шанс, то я им воспользуюсь, но сейчас ощущаю, что в области грима мне по-прежнему есть к чему стремиться. Я еще не закончил с ним!



Автор: Бастер Ллойд (MediaVision)

Просмотров: 483 | Добавил: uslucifer | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Investigationes
CHARLES S. ANDREWS
3139 Brownton Road
Long Community, MS 38915



+7 495 287-42-34 info@ucoz.com
Mirum
sample map